Сайт воспитателя МБДОУ детский сад "Солнышко" Кардымовского района Васькиной Людмилы Александровны

Выступление на тему: «Советы по воспитанию от Петра I, которые сейчас являются актуальными» («К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»)

08 декабря 2021

Петр I жаждал видеть на берегах Невы венский город и мечтал о столь же великой державе, поэтому отдавал все свои силы, способности, желание, ум без остатка этому грандиозному делу. Но вместе с тем, что без воспитания подрастающего поколения все его политические, экономические, культурные преобразования в стране будут бесполезны и беспочвенны, ведь дети – это будущее державы и всей нации в целом. 15 февраля 1717 года впервые увидело свет «Юности честное зерцало». Для того времени это было уникальное издание, отражение государственной политики Петра I  в деле образования юного поколения дворянства. Для нас же, современников – уникальный русский литературно-педагогический памятник, актуальный и в наше непростое время.

 

Здесь немало мудрых советов, которые могут пригодиться и в наши дни: не держать в себе гнев и ярость, не устраивать вражды и ссор, не провоцировать скандалов. Здесь же приводятся  и правила, которые в петровскую эпоху только вводились, а сегодня воспринимаются как должное, которые устоялись, как нормы этикета. (Например: ни один воспитанный человек в современном обществе на людях высмаркиваться и плеваться не станет.) А вот одно из наказаний для поведения за столом: «Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то порядке по сему правилу: В первых обрежь свои ноги, умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюда, не дуст в ушное, чтоб везде брызгало, не сапя егде яси,,. первой не пий, будь воздержан…, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотать, не пии пока пищи еще не проглотил. Над ествою не чавкай, как свинья и головы не чеши.  Не прилично руками или ногами по столу везде колобродить… и т.д.

 

Все эти правила относятся к современному этикету, который подразумевает совокупность касающегося внешнего проявления отношения к людям ( формы обращения, поведения в общественных местах, манеры, одежда, следование моральным общественным нормам.) Люди становятся по-настоящему счастливыми, когда они создают комфорт общения, в котором особенно нуждается семья, дружеская компания, трудовой коллектив. Все это и пришло к нам из 18- века, где стало уделяться большое внимание нормам морали, правилам хорошего тона. Но приходится констатировать, что к сожалению молодые россияне практически лишены  бытующих в прошлом наставлений о том, как жить в ладу с самим с собой, окружающим миром, природой. Поэтому «Юности честное зерцало» для современного молодого человека  - своеобразный кодекс поведения независимо от национальности и вероисповедания, мудрые советы которого не утрачивают познавательной ценности и привлекательности в наши дни. Ведь за годы реформ многое было растрачено, потеряно, а создавать на пустом месте очень трудно. А потому берутся старые принципы и переделываются на новый лад. Ведь каноны приемлемого поведения в обществе остались, в общем – то те же самые, что и 3 века назад, только с учетом современной реальности и ментальности, да и излагаются современным языком и модными словами. Например «имидж» - это уже сформировавшийся образ человека, подчеркивающей ценности, качества, которые делают его привлекательным в глазах других людей. Здесь важна и культура речи, и манера одеваться, и жесты, и движения, которые не должны быть резкими и быстрыми, не нужно при разговоре опускать глаза надолго или сидеть, в расслабленной позе («Никто не имеет, повеся голову и натупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо, а на людей глядеть весело и приятно, с благоразумным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».  Сидя на стуле, не следует раскачиваться, садиться на край. ( На стол, на скамью или на что иное не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику).

Здесь и заботливое отношение к родителям, их почитание. «В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать».

О важности терпения и старания (Ум и терпимость залог успеха). О вреде гордости (Будь смирен, приветлив и учтив, ибо гордость мало добра содевает, и кто сих трех добродетелей не имеет, оный не может превзойти и ниже между другими просиять, яно светило в темном месте каноне..). О вреде праздности (Всегда время пробавля в делах благочестивых, а празден и без дела отнюдь не бывай.), О чтении чужих писем (Так писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать.), О порядочных девицах (Не порядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, садится к другим молодцам, толкает локтями и смирно не сидит). Практически весь источник содержит указания для юношей и только небольшая часть нацелена на девушек, в отличие от современных книг по этикету. В современном обществе женщина наделена равными правами и обязанностями с мужчинами, но милосердие, добродетель, трудолюбие, целомудрие в современном обществе никто не отмечал».

 

    Большинство наставлений актуально в наше время по причине того, что они базируются на основных христианских ценностях и духовных традициях русского народа, что вызывает интерес и побуждает исследовать данный источник с точки зрения изучения особенностей развития русского общества. Примечателен тот факт, что даже в будущем, когда появились подобные книги по этике, этикету, многие авторы все же брали за основу суждения «Юности честное зерцало» так, детский писатель Эдуард Успенский составил на основе данного источника свой сборник для «Младых отроков», где соавтором указал Петра I. «Юноша! То есть мальчик в районе 13 лет! Нам с тобой в руки попалась эта книга – «Юности честное зерцало». Давай прочтем ее вместе от начала до конца…» Изменяются времена, люди ценности, но ум, честь и хорошие манеры признаны и сегодня, хотя надо признать, что этикет сегодняшнего дня далек от совершенства и хороших манер «Уважение к минувшему, вот черта, отличающая образованность от дикости», - так писал А.С. Пушкин. Поэтому мы, современные педагоги, должны содействовать укреплению и поддержанию национальных идеалов, исторических традиций и развивать преемственность в воспитании, в том числе и на основе культурно - исторического наследия.

Именно историческое наследие в вопросах воспитания помогает нам связывать настоящее с прошлым и будущим, обеспечивая сохранение и дальнейшее развитие того исторического прогрессивного петровской эпохи, без чего невозможно было продвижение вперед в Российском образовании: «Я ученик и нуждаюсь в учителях» - такие слова вырезал Петр I на своей именной печати. Он всю жизнь учился и не стыдился перенимать доброе от других и чужих. Ведь доброе отношение к человеку всегда подскажет, как надо поступать. Так было и в вопросах о судьбах обездоленных детей, где Петр I  предписывал заниматься воспитанием таких детей монастырям до 7 лет, а затем помещение их на фабрики для освоения ремесла. Существовала распространенная практика передачи таких детей в семьи и матросы. Петр I  предписывал обязательное участие государства в вопросах воспитания этих детей. Царь также сформулировал свод правил для их воспитания: связь с жизнью, окружающей средой, воспитание в труде, воспитание примером, участие взрослых в жизни детей.

Все эти формы и советы были проверены временем, и, конечно, актуальны в современных педагогических практиках. Для нас, педагогов 21 века, эти советы – памятник далекого прошлого, которому мы можем прикоснуться, и сделать вывод, что человек во все времена своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим, быть милосердным, терпимым, почитать родителей, заботиться о них, быть порядочными людьми. И самое главное – теплота человеческого взаимодействия между людьми.

Русский поэт П.А. Вяземский, очень верно подметил, что «Искусство нравиться есть тайна, даруемая ли природой или похищенная упорным усилием». «Природа устроила нам только один род, или уста, а уши даны два, тем показывая, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить»… А услышали ли Вы сегодня советы, которые не потеряли своей актуальности за прошедшие 3 века?

Оставить комментарий: