Сайт воспитателя МБДОУ детский сад "Солнышко" Кардымовского района Васькиной Людмилы Александровны

РМО: "Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста, посредствам обогащения предметно-пространственной среды"

27 января 2022

Консультация для педагогов: 

«Методика экологического воспитания детей  средствами фольклора»

   Воспитание экологической культуры — одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, — все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.

   В переводе с греческого «Экология» означает учение о жилище. В контексте воспитания дошкольников экологию можно понимать как учение жизни в своем доме. Анализируя опыт наших предков, приходишь к выводу, что в плане экологического воспитания им было легче. Детям не надо было объяснять, почему нельзя бросать мусор в лесу или на берегу реки, так как лес и река всегда использовались людьми, образно говоря, по назначению.

   Если идти в лес – значит собирать ягоды, грибы, хворост, травку целебную. Устал – сядь в холодке, пожуй щавельку, ягодку в рот положи, да из ручейка напейся!.. И так во всем. Сама жизнь диктовала правила поведения в лесу, на реке, в поле.

    Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края. Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передачи чувств словом. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать  природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.

     Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать различные фольклорные формы.

     Русские народные песенки, заклички, попевки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, приметы, народные игры, сказки – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды. Большинство песенок, потешек, прибауток, закличек создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками русский народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости. Например, потешки: «Уж как я ль мою коровушку люблю», «Пошёл котик во лесок», «Сидит белка на тележке» и другие.

            Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через текст песен, попевок, потешек осознать увиденное и услышанное. Они пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались.

            И в наше время, знакомство с природной мудростью, помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы. Народные приметы содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: если дождь идёт при солнышке, значит он скоро прекратится.

*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.

*Птицы сидят нахохлившись — к дождю.

*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.

После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществления умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования  личности. Есть загадки – описание, загадки – вопросы, загадки – задачи. Загадка развивает наблюдательность ребёнка. Чем наблюдательнее ребёнок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Имея запас загадок, наблюдение можно сделать очень интересным.

С древних времён повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко, зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Таким образом, зазывалки представляют собой своеобразный путь ознакомления детей с природой, простейшими связями между явлениями (весна – прилёт птиц, радуга – дождь, осень – урожай и т. д.).

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни. Они – одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. И сами слова песни, и условия, и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья,развитию трудолюбия.

            Песни сопровождаем танцами, плавными движениями, поём во время подвижных игр на улице. Воздействуя на  чувства человека, песня одновременно влияет на его сознание и поведение.

Все песни в детском фольклоре изобилуют словами в уменьшительно - ласкательной форме: «медведюшка», «заинька», «лисонька», «березонька»,«калинушка»,    «лебедушка»,    «земелюшка»,    « водица»,  «на горушечке»,«ранехонько», «радехонька», «младешенька» и так далее. Произнесение, пропевание этих слов необъяснимо сильно воздействует на сознание ребенка, хотя он и не понимает, отчего слово «медведюшка» лучше слова «медведь». Если в песне поется «земелюшка-чернозем», то это не просто земля черного цвета, само слово нацеливает ребенка на совершенно иной лад. В каждом таком слове – любовь, каждое такое слово учит любить, жалеть, беречь.

Большое место в приобщении детей к народной культуре,  несомненно, занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, насекомых. Огонь – царь, Вода – царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это нашло свое отражение в народных праздниках. Весёлые задорные и яркие они очень нравятся детям. В процессе подготовки и проведения фольклорных праздников расширяются знания о народных традициях, дети приобщаются к духовным ценностям народной культуры, в них воспитывается уважение к русской природе.

Веснянка… Само это слово ласковое, нежное на слух. В старину детям на этом  обрядовом  празднике  отводилась  особая  роль: именно они выходили «плакать» – звать Весну- красну. В день праздника мамы и бабушки раздавали    детям    особые    крендельки,    плюшки,    выпеченных   из теста «куличков» и «жаворонков». Ребята выбегали на улицу, влезали на деревья и крыши, и каждый старался подбросить своего «кулика» как можно выше, прямо к солнышку. В это время то тут, то там раздавались веснянки. В них дети просили птиц – обычно куликов и жаворонков – прилететь и принести с собой тепло, принести ключи из-за моря и запереть холода. На занятиях по лепке и аппликации делают «своих» жаворонков и куликов, а потом несут их на улицу и развешивают на деревьях, на кустах, на заборе, у себя в группе, везде,  где понравится.  Это  для  того,  чтобы  птицы  издалека увидели  своих «собратьев» и летели быстрее в наши края. После такого праздника не захочется взять в руки рогатку.

Таким образом, образный язык устного фольклора помогает воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить её.

Фотографии

Оставить комментарий: