Занятие по основам безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе
09 февраля 2022
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе на тему:
«Как вести себя с незнакомыми людьми»
Цель: содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватной ситуации).
Предупредить возможные негативные ситуации для ребёнка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Оборудование: рисунки детей на темы: «Мой дом», «Моя улица», игрушечные телефоны (для инсценировки стихотворения и моделирование ситуаций).
Карточки с номерами «01», «02», «03», «112».
Иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка».
Ход занятия:
- Вступительная беседа воспитателя с детьми.
«В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.
-какие взрослые могут быть опасными? (Неприятные внешне, неопрятно одетые)
-А всегда ли приятная внешность означает добрые намерения?
Детям вашего возраста часто приходится оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, игрушки, книги. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Как можно ещё назвать людей, у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, террористы). Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.
-Ребята, как могут такие люди узнать, что вы одни дома?
(позвонить по телефону или в дверь, вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире).
Давайте с вами проиграем в ситуации.
Ситуация №1 Мальчик дома один. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:
-Здравствуй, Серёжа! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.
Ответ: Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.
Вопрос: Правильно ли ответил мальчик?
Ситуация №2 Девочка одна дома. Звонит телефон. Она поднимает трубку и слышит:
-Здравствуй, Машенька! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?
Ответ: У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.
Вопрос: Правильно ли поступила девочка?
Ситуация№3 Незнакомец ласковым голосом говорит:
-Я почтальон и принёс вам письмо.
Ответ: Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.
Вопрос: Прав ли ребёнок?
-Ребята, послушайте стихотворение «Находчивый Дима» и ответьте на вопросы.
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон
Вдруг проснулся телефон
Зазвонил, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке голос незнакомый
«Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома - позови!
Своё имя назови!
Папы с мамой дома нет!
Дима произнёс в ответ
А зовут меня Димон-
Засмеялся в телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил.
Час прошёл, потом второй
В дверь звонок:
«Димон, открой!
Подбегает Дима к двери:
- Кто там?
- Папа
- Нет, не верю.
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко.
Я узнал Вас: Вы звонили;
Обмануть меня решили
Но не всё смогли узнать,
Дверь не стану открывать.
И находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон,
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться.
Хоть в квартире я один
Знаю цифру «01»
А ещё «02», «03»
Оглянись-ка, посмотри
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар-
Ждёт со «скорой» санитар.
А захочешь удалиться-
Ждёт тебя полиция!»
Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!»
Вопросы:
1.Какие ошибки совершил Дима?
2.В чём проявилась его находчивость?
3.Назовите телефон служб, которые могут помочь в трудную минуту?
-Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы, которые подходят к ситуации в данном стихотворении.
- По секрету всему свету
- Держи язык за зубами
- Мир не без добрых людей
- Ошибка - не вина, учит людей разуму.
- Страх - плохой советчик
- Кто много болтает - вину на себя накликает
Работа над закреплением нового материала (игра «Закончи стихотворение»)
- Не пускайте дядю в дом ,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте
Если мама на работе.
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что…(монтёр)
Или даже скажет он
Что пришёл к вам…(почтальон)
Он покажет вам пакет,
А под мышкой…(пистолет)
Или он надел халат,
А под ним штук пять (гранат)
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери… (открывает)
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь
Закрывай покрепче… (дверь)
-Ребята, запомните ещё одну пословицу:
« Не всякому верь-запирай покрепче дверь.
(дети по очереди повторяют)
Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы?
( не открывай дверь незнакомым людям; не верь чужим людям, которые просят открыть дверь).
-Ребята, а что же делать, если в квартире нет телефона?
(позвать на помощь из окна или балкона)
-Дети, опасности могут подстерегать вас не только дома, но и на улице.
-Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес? (его обокрали)
-Какую ошибку он допустил?
(нельзя никуда идти с незнакомцами)
-А теперь давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобной ситуации и повели себя неправильно.
(рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Кот , петух и лиса»)
Обсуждение ситуаций
- Дети, представьте себе такую ситуацию:
- Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек:
-Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.
(Мальчик может ответить: «У меня нет телефона»; или «Сейчас достану»)
-Как по вашему мнению, какой ответ в этой ситуации будет правильным?
- –Вы гуляете по улице. Подходит незнакомый человек и говорит:
-Хочешь покататься на машине?
-Ребята, что вы будете делать в такой ситуации?
(нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми)
Итог занятия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что надо делать, если вы одни дома?
3. Как надо вести себя с незнакомыми людьми на улице?